Вспоминают владимирцы - ветераны Чернобыля
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. И вчера, впервые за многие десятилетия, у стелы, установленной во Владимире на Большой Нижегородской, не смог состояться памятный митинг в честь героев-чернобыльцев.
Глава администрации города Владимира Андрей Шохин сказал, что в 2020 году бессменные организаторы из владимирской организации «Союза Чернобыль» отменили апрельский митинг по понятным причинам. Но владимирцы знают и помнят имена горожан - героев Чернобыля. На ликвидацию последствий беспрецедентной техногенной катастрофы в 1986 году были направлены 707 жителей города Владимира. Время и болезни неумолимы, и многие из них ушли из жизни. Тем важнее работа активистов «Союза Чернобыль», собирающих и систематизирующих документальные материалы о непосредственном участии владимирцев в чернобыльских событиях.
Вспоминает житель Владимира, активист «Союза Чернобыль» Сергей Каракин:
- Два раза мне в Чернобыле довелось работать в условиях высокого уровня радиации. В первый раз мы убирали радиоактивный мусор, который ликвидаторы сбросили с крыши третьего энергоблока. Внизу, под стеной энергоблока, были установлены контейнеры, как для бытового мусора, Но в них попадал далеко не весь сбрасываемый с крыши мусор, часть его оказывалась на земле.
...Собрали нас на первом этаже АБК-2, в санпропускнике. Немолодой подполковник, проводивший инструктаж, объяснил: работать будем в спецкостюме, короткое время, в условиях высокого уровня радиации, команды будут подаваться жестом руки, надо быть внимательным. нас поделили на тройки и мы начали одевать спецкостюмы. Два длинных резиновых фартука толщиной около 7 мм с вкрапленной в резину свинцовой пылью, весом около 20 кг. Первый одевается сзади, как солдатский вещмешок, второй спереди. Одеваться нам помогали, самому это сделать невозможно. На голову - респиратор-противогаз, такого я раньше не видел - привычной трубки он не имел, коробка противогаза крепилась прямо к маске, хорошо, что были защищены глаза.
Скомплектовали нас в тройки. Подполковник напоследок сказал: «Бросите в контейнер по 2 лопаты мусора и возвращайтесь ко мне. Потом - в санпропускники - быстро раздеваться».
Передвигаться требовалось только бегом, вышла первая тройка и быстро вернулась, сделав работу. Мы, дождавшись команды, побежали трусцой от АКБ-2 к третьему блоку, у стены побросали мусор в контейнеры и назад. Вот мы уже снимаем тяжелые средства химической защиты, на очереди - другие бойцы.
Все остальное как и раньше - раздевалка, душ, получение белья. Идем к машинам, на ходу надевая ватно-марлевые повязки. машины трогаются, мы изредка переговариваемся, кто-то считает ходки и рентгены, а я задумываюсь, стоило ли ехать за такие версты, чтобы бросить в контейнер 2 лопаты мусора? И сам же отвечаю: значит, стоило.
Во второй раз нам была поставлена задача - снять зараженный радиацией грунт у стены 4-го энергоблока, уже закрытого саркофагом. Время работы было ограничено двумя минутами. Порядок тот же - переодевание, инструктаж, выход на территорию, получение лопат.
Командир дает отмашку, мы пробегаем 30-40 метров и приступаем к работе. Острие лопаты срезает тонкий пласт земли. Бросаем беглые взгляды на командира, 2 минуты пролетают быстро. Командир поднимает руку вверх - работа закончена. Сделали немного, но на душе спокойно. Бежим на исходную, нас сменяет следующая группа. Снимаем фартуки, идем в душ. Но в этот раз я не задаю себе вопрос о 2-х минутах.
Да, такие минуты могут дорого стоить, но тогда мы не думали о льготах, деньгах и наградах, а просто выполняли свой солдатский долг.